ANTON GRIGOROV

Блог

Silk Way Rally 2011, Dakar series

У меня была нереальная поддержка на старте самого сложного ралли-марафона, проводимого в стране, – ралли-рейде «Шелковый Путь». Казалось, что все на Красной площади приехали пожелать мне достичь главной цели моего участия в гонке – добраться до финиша.
Что такое наша команда?

Внешэкономбанк РРТ это:

Mitsubishi Pajero Evolution 2
Пилот - Антон Григоров
Штурман - Сергей Мишин
Nissan Patrol
Пилот - Александр Олейников
Штурман - Елена Лаврова
Четыре механика, три водителя, корреспондент (Зайцева Наталья), руководитель команды (и по совместительству моя жена – Юлия), семь единиц техники и два прицепа.
Решение об участии пришло примерно за полтора-два месяца. Помимо организационных вопросов, коих набралось огромное количество, необходимо было серьезно доделать машину, провести тестовые заезды, попробовать авто, как говорится, в поле.
За две недели до гонки в 150 км от Ростова нашли отличную «песочницу». Там я получил первые в моей жизни навыки езды по песку, по барханам. 5-6 часов тренировок и обратно. Вечером вылет в Москву. Вот и вся подготовка к сложнейшей гонке. Да, негусто. Решили вкатываться уже по ходу гонки – на первом-втором этапах.

Суббота, 9 июля 2011 года

Лужники. На первом бивуаке в Лужниках понял, как много «гоночного» народа я знаю, как много людей знают меня. Было приятно.
Техкомиссия. У моего «боевого коня» по ряду позиций кончилась омологация – обязательство по выполнению требований и стандартов организатора ралли – компании A.S.O. (Amaury Sport Organisation), в т.ч. по срокам жизни авто, его оборудования, отдельных деталей и пр. Итог – меня переводят в категорию Super Production, т.е. к тем, кто реально борется за призовые места в общей классификации.
А что делать? Поехали!
Красная площадь. Торжественный старт ралли.
На Васильевский приехал из Лужников в районе 7 вечера.
Десятки раз я смотрел на подиум. И вот впервые я буду смотреть с него. Волнующий, интересный, запоминающийся момент.
Много гостей, знакомых, друзей. После того как всем раздали бейсболки с футболками в цветах команды, стало видно, как много нас – участников и болельщиков команды Внешэкономбанка.
Томительное ожидание, начало и конец сильного дождя, подиум. Одно мгновение, миг, но помнишь его, как рассказ. Потрясающе!
Круг по Москве, «гонщики» на гражданских машинах, соревнующиеся с нами. Волнение начала большого пути.
Завтра будет бой.

10 июля, воскресенье

Москва - Липецк.
Первый боевой день ралли. Проверка техники, команд. Срез общей готовности.
Лиазон до старта 310 км, на доезд дано 3,5 часа. Это значит, что средняя скорость должна быть 90 км/ч. С учетом выезда из Москвы, светофоров, транзитных населенных пунктов и заправки надо торопиться. Опоздание – штрафные минуты.
Вообще говоря, все лиазоны гонки были рассчитаны по времени так, что не нарушать было невозможно. Многие не успевали. Это действие организаторов в этой части я так и не понял... Тем более что нарушавших еще и штрафовали (так Фирдаус Кабиров занял второе место на подиуме).
По дороге пробиваем колесо – знакомство с домкратом. В предстартовую зону въезжаем за 2 минуты до крайнего времени. Ехали очень быстро.
Старт первого спецучастка был организован на Куликовом поле. Администрация Тульской области подготовилась хорошо. Губернатор сам приехал дать старт гонке.
Нам предстояло 260 км пересеченной местности. Прошел дождь. Перед стартом потрясывало. Впервые все-таки!
Этот спецучасток стал незабываемым. В середине SSA дорогу развезло так, что полноприводные джипы в спортивной резине местами были совершенно неуправляемы и передвигались медленнее пешехода.
Прошли два брода, одну трудную горку, покрытую жидкой глиной. Везде уже сидело по несколько машин, но мы прорвались. Я был в восторге. Гордость за то, что справился, переполняла меня.
После финиша узнал, что мы 39-е, наш второй экипаж 27-й. Мы отстали от лидера на 50 минут и от нашего второго экипажа на 15.
4 часа 15 минут прошли очень быстро.
Машины мылись от грязи около 3-х (!) часов. Даже пришлось снимать колеса. Механики измучились еще до начала ремонтных и профилактических работ.

День второй.

11 июля. Липецк - Волгоград. Спецучасток – 480 км.
Первый песок, много бездорожья, мало скоростных дорог, много техники. Этот день был настоящей проверкой!
Лиазон, старт спецучастка. Наш экипаж стартовал после лидирующих в общем зачете КАМАЗов. Это означало, что песок будет основательно разъезжен...
Примерно в 50 км от старта увидели машину Олейникова. Она была сломана. Потерять второй экипаж команде было просто невозможно. Взяли 3-тонный Nissan на трос, тащили несколько километров до ближайшего пересечения с гражданской дорогой, рванули дальше.
Оказывать внешнюю помощь на трассе запрещено. Кроме того, на починке экипаж Nissan потерял больше 4-х часов. В итоге они не уложились в максимальное время спецучастка и получили 14 часов пенализации.
Оглядываясь назад, понимаю, что отсутствие после этой поломки для нашего второго экипажа возможности биться за призовые места привело к тому, что Саша перестал гнать, а спокойно (как и мы) стал работать на доезд. В итоге именно это и привело к финишу наши оба экипажа. Нет, как говорится, худа без добра...

Наш первый песок

Перед дюнами спустили колеса до одной атмосферы, и началось...
Организаторы расставляют точки GPS, которые необходимо собрать, в самых непролазных местах. Чтобы взять точку, нужно к ней приблизиться на расстояние до 90 метров. При взятии точки прибор GPS издает продолжительный писк. Этот звук для меня стал музыкой гонки…
Машина была великолепна, песок был взят с первого раза.
С сожалением смотрел на застрявшие экипажи. Как подбитые танки на обочинах военных дорог. Кто застрял, у кого поломка. Они боролись за места.
Имею то, что имею, – и мы двигались дальше. После песка выяснилось, что наш компрессор неисправен. Пришлось на спущенных колесах довольно сдержанно ехать до финиша. По дороге, из-за низкого давления в шинах, пробили одно колесо. С домкратом уже были знакомы...
Прямые потери времени на колесах – минимум час, но время для нас было вторично.
По дороге пытались вытащить заводскую Ниву. Застряли сами – лопаты, трапики (под колеса), и мы снова в пути!
В этот день гонка недосчиталась 34 экипажей внедорожников и 7 грузовиков. Куча сходов и пенализаций.
Уставшие, вымотанные, но довольные мы прошли второе испытание. И сделали это 33-ми, заняв в общей классификации 32-е место.
Но главное, что мы были по-прежнему в строю!
По итогам дня получили высокую оценку руководителя гонки и команды «КАМАЗ-Мастер» Семена Семеновича Якубова. Никто не ожидал, что мы вообще дойдем, да еще и с таким результатом!
Меня в кругу бывалых начали признавать...
На бивуаке «КАМАЗ-Мастер» в лице нашего большого друга Сергея Решетникова любезно предложил нам воспользоваться благами цивилизации в виде стиральной машины в КАМАЗовской техничке. Стартовать в чистом комбезе – кайф! В Майкопе, кстати, нас тоже «подогрели», и на финише мы были с иголочки!
3-й и 4-й дни гонок: Волгоград - Астрахань и Астрахань - Астрахань были полны приключений. Сложные, изматывающие экипажи и технику этапы дались мне с большим трудом.
Я начал обгонять соперников на трассе. При этом догоняющих меня пропускал без сожаления, в полном соответствии с кодексом гонщиков – тебя догнали, значит, едут быстрее, значит, пропускаем. Еще встретимся!
На шестом этапе (Ставрополь - Майкоп) один профессиональный экипаж обогнал нас три (!) раза. И каждый раз из-за ошибок их штурмана мы оказывались впереди! И по итогам дня мы его обошли. На бивуаке выяснилось, что этот экипаж по несколько раз обогнал практически всех участников, ехавших в середине пелетона. Было смешно за них и гордо за нас. Мой штурман – большой профессионал! Я многому у него научился. То, что мы дошли, – целиком и полностью его заслуга.

День пятый. Астрахань - Ставрополь

На старт вышло 56 джипов и 32 грузовика. Из-за больших сходов предыдущих дней спецучасток сократили с почти 700 до 600 км.
Калмыкия. Степи. Пыль. Практически невозможно догонять и обгонять. Сложнейшая навигация. Скоростной спецучасток был поистине скоростным.
На этом этапе пару раз чуть не перевернулся – скорость, кочки, вымоины делали свое коварное дело...
Километров через 350, двигаясь через какой-то поселок, остановились у магазина, вышли. Машину сразу обступили местные жители, сопровождавшие, надо сказать, в огромном количестве весь путь гонки. Для них было странным увидеть такой спокойный экипаж – все проносились мимо как сумасшедшие, мы же автографы раздавали...
Вода в поилках к тому времени нагрелась до уличной температуры – 35 градусов. Холодная вода из полуторалитровой пластиковой бутылки была божественна! Именно тогда я прочувствовал значение и ценность ВОДЫ. Это надо испытать, иначе никогда не перестанешь выключать кран, пока бреешься...
Заключительные 100 км любовались Ставропольской землей. Нереально красиво – холмы, луга, станицы, озера и пруды, поля, поля, поля! Красотища!
Пришли 21-ми, наш второй экипаж – 22-ми, в общем зачете также стали 21-ми. Все шутили – очко! На этом почетном месте нам и было суждено остаться в общей классификации по итогам гонки.

Шестой день гонки (Ставрополь - Майкоп) был просто прогулкой.
Два спецучастка общей протяженностью 170 км с перерывом. Не успели даже как следует въехаться! Но именно на этих коротких спецучастках было очень сложно вести машину согласно маршруту. Работа Сергея Мишина превратилась в основную, и он с ней чудесно справился! Ошибки, конечно, были, но важно вовремя их разрешить и без сожаления продолжить. Имею то, что имею!

Седьмой день, самый интересный для меня спецучасток – по руслу реки, с полутора десятками бродов, был отменен из-за высокой воды. В горах шли дожди. Было очень обидно. Это как в детстве – попрыгать по лужам или проехать по ним на велосипеде. А тут – погонять по целой горной каменистой речке, да еще и на спортивном внедорожнике! Очень обидно. Но я имею, что я имею, и мы, сняв защитные сетки с окон из-за отсутствия в них какой-либо необходимости, тронулись к цели – нашему финишу.
350 км от Майкопа до Сочи доехали за 8 (!) с лишним часов. Жуткие пробки, единственная старинная однополосная дорога, полное отсутствие помощи местных кубанских властей. Успели вовремя.

Финишный подиум, поздравления. Семен Семенович вылил на меня полбутылки шампанского, я делал то, что 100 раз видел по телевизору, – брызгался оставшимся. Досталось и Мишину. Моему восторгу не было предела!
Я видел глаза моих детей – гордость за папу. Друзья и знакомые, приехавшие из Москвы и Питера разделить со мной радость победы... Здорово!
Уже никто не удивлялся к тому времени нашему постоянству. Мы же просто ехали. Наша правильно выбранная тактика, при которой я совершал меньше ошибок в пилотировании, а штурман - в навигации, не предполагала соревнований с другими экипажами. Это была борьба с собой, баланс скорости, безопасности, техники. Принцип вижу - еду, не вижу - не еду, а также вопрос сохранения машины принесли неожиданный, но закономерный результат: стабильная и надежная езда привела нас на финишный подиум!
Мы это сделали! Я это сделал!
А доехать мне позволила поддержка близких. Поддержка друзей, семьи, коллег. Твоя поддержка. Несколько десятков СМС каждый вечер. Я не имел права не доехать. Картинка разбитого джипа с надписью Vnesheconombank Rally-Raid Team на борту была никак неприемлема. Лучше на финише, тем более не последним!
Кстати, мое время было вторым в категории Production – именно той, в которой я и должен был выступать... А наш второй экипаж получил кубок за это второе место, любезно отдав один из двух нам. Так что я еще и с трофеем вернулся!
Лене и Саше вообще отдельное спасибо за то, что когда-то предложили мне реализовать на тот момент, казалось, безнадежную затею. В их лице спасибо всей команде, которая днем и ночью работала на единственный результат. Взаимодействие с механиками – просто песня. «В бой идут одни “старики”» Быкова, да и только!
Отдельно отмечу организацию гонки. Французы из АСО воют от нашего сервиса. Им на Дакаре такого и не снилось! Организация бивуаков, комфорт обслуживания всех участников гонки (1,5 тыс. человек), горячая вода в душевых, разнообразная вкусная еда и многое другое заслуживают отдельных наград. Спасибо.

Что теперь?

Часто снится гонка. Эмоциональная и физическая встряска была сильнейшая. Стал аккуратнее ездить по улицам города. Ценить многое, что раньше было обыденным и само собой разумеющимся.
На гонке мне поступило предложение от моего хорошего приятеля Мариса Сауканса по участию в Дакаре 2012 года, который пройдет по территории Аргентины, Чили и Перу в период с 1 по 15 января. 9000 км сложнейшей пересеченной местности! О таком повороте я не мог и мечтать, впрочем, как и о «Шелковом Пути» три месяца назад! Неделю на раздумья, и я дал свое согласие.
В этом году на Дакар впервые в его истории поедет электромобиль. Его имя – OSCar eO. Именно в латвийской команде я буду выступать на машине OSCar третьего поколения. Моя задача – быть рядом с электрокаром, помогая ему добраться до финиша, хотя помощь может понадобиться и мне…
Посмотреть как строится «Электроник» в режиме реального времени, а также посмотреть презентацию латвийской команды можно на сайте http://driveeo.com/.
Ответственность колоссальная! Репортажи о первом электрокаре Дакара будут идти отдельной строкой во всех мировых СМИ. Понимая, что соревноваться за места я не планировал (я вообще там быть не планировал), а моя цель будет, как обычно, доехать до финиша – это именно то, что от меня ждет команда, и я могу сказать: я готов! До встречи на Дакаре!

В гонке я написал не большое стихотворение одному хорошему Человеку по случаю дня его рождения, начавшегося в ночь награждения. Никогда не увлекался этим занятием, но как-то сложилось. Думаю, оно в полной мере дает ответ на вопрос, зачем всё это нужно.
Не судите строго.
Вся наша жизнь игра.
Но в чем тогда есть смысл?
Когда есть на столе икра?
Или когда ты быстр?

В игре всегда есть игроки,
Есть правила, и цель есть – выиграть.
Есть время – рамки широки…
Но смысла нет – он в лицах.

А в жизни что? Она пуста
Физически и бесполезна.
В ней смысла нет, но что тогда?
Да! Смысл жизни в лицах!

Любой из нас, садясь играть,
Рождается, конечно.
Любой из нас не вправе выбирать –
Остаться жить или уйти в путь вечный.

Вся наша жизнь игра… И смысл в ней таков:
Когда ты отдаешь себя, без всяких дураков,
Когда ты говоришь ей «ДА», ты честен и открыт,
Тогда привносишь ты туда тот смысл, что в ТЕБЕ сидит.

«Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался»
Тьерри Сабин, основатель Дакара

Я имею то, что я имею!
Антон Григоров
Июль 2011 года