ANTON GRIGOROV

Эльбрус, высота 5642м

ШАГ ЗА ШАГОМ

История одного пути

По итогам каждого своего восхождения на Эльбрус выношу какие-то интересные моменты и особенности. Каждый раз – особенный.

Хочу рассказать вам о них.

Но прежде предисловие.

Первый раз был в Приэльбрусье в 2000 году. Сразу влюбился в это место и в людей здесь живущих.

Много раз ездил туда. В 2007 году познакомился с Муратом, который стал моим другом и еще больше привязал меня к этим местам.

В мае 2017 года в очередной поездке мы поднялись на станцию Мир (3450) и там, на высоте 4000 метров, я попробовал пробежаться в гору. Просто так. Ребята, что были со мной, удивлялись моей прыти, а мне понравилось.

Уже через день я в снаряжении поднялся с 4600 до 5000 вдвоем с гидом Павлом. Было ясно, но крайне ветрено, вершины горы были в облаках, но так рядом, просто руку протяни…

Тогда решил, что хочу и могу.

А еще решил сделать восхождение экспресс методом – минимум дней на акклиматизацию.

Через три месяца я приехал на свое первое восхождение…

Восхождение 06.08.2017

всего трое в команде + три гида

Старт на 4600 – около 02.30

4950 (брошенный ратрак) – 04.00

5350 (седло) – 06.00

5642 – 07.30

Это было моё первое восхождение на Эльбрус, да и вообще на какую-нибудь крупную гору.

Что было особенного

На старте я переложил свои вещи гиду, сам пошел налегке. Минут через 30, увидев, что гид отстает, забрал у него и свой и его багаж… Не помогло. Всю дорогу шел впереди, на вершину поднялся сам, Абдул Керим по дороге меня периодически догонял, на вершину пришел через несколько минут после меня. Всю дорогу шел легко, отвлекался на постройку башен из камней, фото и видео – получал удовольствие и разделял каждый момент. Процесс самого подъема, первого, был захватывающим и, как мне показалось, лёгким.

На вершине была плохая погода. Толком ничего вокруг не увидел. Там сразу и решил – скоро вернусь…

Из трех членов команды взошло двое.

Восхождение 08.08.2018 (Международный день альпинизма)

На восхождение меня провожала жена. Мы прекрасно провели три дня в Приэльбрусье. Мне кажется, она полюбила это место как и я.

всего трое в команде + три гида

4950 (брошенный ратрак) – 04.20

5350 (седло) – 07.30

5642 – 10.15

Второе восхождение заняло 6 часов. Заранее не готовился и был не в лучшей форме. Была реально плохая погода: штормовой ветер с колючим ледяным снегом, грозовые тучи.

На «косой полке» (первая часть пути) МЧС развернул всех поднимающихся вниз. Тем не менее, мы пошли дальше. На «седле» погода улучшилась, снег перестал, ветер стих до простого сильного, облака мы «пробили» и они стали прямо под нашими ногами. На гору в тот день поднялось лишь несколько человек. Был долгий и тяжелый подъем.

Из трех членов нашей команды взошло двое.

Абдул Керим очень хотел взять реванш с прошлого года, взошел на вершину первым и вскинул руки вверх.

Что было особенного

Перед восхождением я жил в бочках Корпорации развития Северного Кавказа. Там же проживала сборная группа австрийцев. Группа начала восхождение вместе с нами, но на горе их развернули и они спустились. Когда мы вернулись «с горой» они были крайне удивлены. Один из них – жил на нижней подо мной полке. У него были странные глаза.

10 августа, в 05:20 в МЧС поступила информация о том, что на Эльбрусе в районе Гара-Баши, на высоте 5000 метров над уровнем моря, в зарегистрированной группе из Австрии в составе из 4-х человек у одного из членов группы произошла остановка сердца…

Я не знаю, это был он или нет, но глаза моего соседа после новости как-то отчетливо проявились, я вновь подумал, что ценить надо каждый момент жизни.

В тот раз решил подниматься на Эльбрус каждый год, но авария на снегоходе в январе 2019 года отложила мои планы на год…

Восхождение 08.08.2020 (Международный день альпинизма)

Григоров Даниил

+ трое в команде (всего пятеро), три гида на всех

5050 – 03.30

5350 (седло) – 05.45

5621 – 08.15 (восточный склон)

Третье восхождение. 4.45.

Поднимался без палок (травма руки). На «седле» наша группа из пяти человек и трех гидов разделилась. Мой сын и еще два члена команды с двумя гидами пошли вниз, третий гид повел на западную вершину (5642) четвертого члена команды. Сам я, без гида, пошел на восточную (5621) и был там через два часа после «седла».

Из особенностей – восходил один, без гида. Никого ни по дороге, ни на вершине. Это была восточная вершина, на которой раньше не был. Получил нереальное удовольствие от единения с горой – мы были вдвоем. На спуске чуть не «пришел» тепловой удар – остывал раздевшись, всё обошлось.

Именно тогда родилась идея подняться за один раз на обе вершины – это народ делает. Не часто, но бывает. И я сделаю…

В этот раз впервые увидел тень Эльбруса, которая летела от меня на сотню километров – воистину вселенское зрелище.

Еще был рад участию сына. Взойти у него в этот раз не получилось, но время мы провели классно, еще поднимемся.

Из пяти членов нашей команды взошло двое.

Восхождение 02.08.2021

Команда ВЭБ.РФ (14 человек) + 6 гидов (мой гид – спасатель МЧС Азамат)

Присоединился к группе уже на горе накануне, 01.08, ночью был штурм.

5050 – 02.30

5642 – 06.00

Четвертое восхождение. 3.30. Поднимался снова без палок.

Впервые поднимался на гору открывая трассу. Когда на «косой полке» понял, что впереди меня нет никого (не было следов), решил идти максимально быстро и взойти на гору первым в этот день. Не останавливался вообще, не делал привал, как обычно, на «седле», не снял там рюкзак чтобы делать бросок налегке. Остановки были только для фото и видео.

Шел по выпавшему ночью нетронутому снегу, «открывал» гору. Я был внутри потока, я был счастлив!

Стартовали мы в 2.30. На гору я взошел в 6.00. Три с половиной часа и первый на горе.

Вся группа поднималась целиком, чтобы не ждать на вершине на ветру мы с гидом решили спуститься метров на 250 к страховочным веревкам. Вместе с группой мы поднялись на вершину в 8.30. Получилось, что я два раза взошел на Эльбрус в это утро…, но это не в счет!

А еще, на самую вершину к нам пришла лиса! Она явно требовала от нас бутерброды, которых у нас не было. Чурчхелу она есть не стала…

Тень Эльбруса в этот раз я «нашел», уже поднявшись на вершину – Солнце поднялось и тень опустилась на горы рядом. С этого восхождения «охота» за тенью Эльбруса стала моим приключением. В следующий раз попробую «поймать» ее в полном величии, стоя на вершине, а это значит – нужно выйти на 2 часа раньше… Как раз будет возможность взойти после и на восточную.

Две вершины Эльбруса за одно утро – мой план, придуманный год назад.

В очередной раз увидел как горы «проявляют» человека. Кстати, как например, и ралли-рейд Дакар, в котором я участвовал пять раз – «…парня в горы тяни – рискни, … там поймешь, кто такой».

И последнее – это было жестко.

По дороге вниз мы с Азаматом пошли вперед. Уже в конце веревок справа начинается каменная гряда, идущая на самый верх горы. Между веревками и грядой в ряд сидело на отдыхе около 10 человек с интервалом 1-1,5 метра. Спинами к горе. Перед грядой я увидел камни на самой трассе и спокойно сказал Азамату – «камни». Через секунду Азамат во весь голос крикнул – «КАМНИ!»…

В этот момент вся группа разворачивается к горе и мимо одного из ребят на огромной скорости пролетает камень 20-30 см в диаметре. Камень пролетел в пяти метрах перед нами, но в нескольких сантиметрах от спины развернувшегося боком человека, далее – через верхнюю веревку, потом также через нижнюю, там тоже кто-то поднимался, но метрах в 10-15-ти.

Интересно, что летящего камня я не видел (и звука, кстати, не было, видимо, снег), но моё «камни» заставило Азамата моментально отреагировать, увидеть реальный булыжник и предупредить об опасности…

Это было пушечное ядро. Встреча с ним могла быть для этого парня, как и для любого другого, последней.

По итогам еще раз убедился – это реально сильная гора. Внимательность, аккуратность, безопасность – приоритет. Профессионал рядом – жизненная ценность. А еще – что такое случай. Как в жизни, может случиться всё. И важен каждый ее миг.

Любите близких!

Спасибо команде организаторов и сопровождающих, спасибо дружной команде ВЭБ.РФ – покорителей Эльбруса 2021 года!

ВОСХОЖДЕНИЕ 31.07.2022

Григоров Антон (гид – Азамат Шаваев)

5050 – 01:55

5416 (седло) – 03:10

5642 – 05:55

Пятое восхождение. 4 часа ровно. Снова без палок.

В этот раз поставил несколько задач:

1. вообще без акклиматизации;

2. встретить рассвет на горе, снять тень горы в полной величине;

3. после 5642 подняться на вторую вершину 5621.

Реализовал только первое…

От приезда к подъемникам (Поляна Азау, ночь с пятницы на субботу) до штурма – 24 часа. Утром субботы подобрал экипировку, днем поднялся на базовый лагерь ЛиппРус, вечером не смог уснуть, ночью штурм.

Первую половину трассы (до седла, 5416) – просто бежал. Обогнал все группы, что начали ранее и шли впереди. Скорость, низкая температура (-15, -20), довольно сильный ветер, отсутствие сна и акклиматизации – сделали своё дело. На седле «сдулся» и пошел гораздо медленнее.

Рассвет встретил на подъеме (веревки, 04.48) и еще час поднимался на вершину.

Еще на веревках сорвался – страховка меня поймала, сказал ей спасибо, выбрался и пошел дальше.

На вершине был в 5.55, сильно уставший, с замершими руками, но был!

Силы кончились еще по дороге, последние метры были адскими, на вторую вершину решил в этот раз не идти.

Спустился легко, сразу вниз и в аэропорт.

Вот такой устроил себе «отдых» на выходные…

ВЫВОД

Не рассчитал силы и возможности организма. Эксперимент с отсутствием акклиматизации – не удался. Нужны хотя бы одни дополнительные сутки. И не нужно сразу ломиться по горе. Важно рассчитать силы на весь подъем, кстати, как и на спуск…

По возвращении домой провел с тренером анализ обратной связи организма, сделал заметки какие зоны требуют дополнительной подготовки перед восхождением. Как обычно.

И хорошо. Новый опыт, понятные цели – тень Эльбруса и две вершины за один подъем. Чувствовал и досаду, и неудовлетворённость, и радость, что несмотря ни на что поднялся. Жизнь продолжается!

“Тайна скалолазания заключается в самом скалолазании: поднявшись на вершину, ты рад, что добрался, но на самом деле, ты был бы счастлив, если бы движение вверх длилось бесконечно. Суть скалолазания – в нем самом, так же, как и смысл поэзии – в самой поэзии: ни в том, ни в другом случае ты не получаешь ничего, кроме рождающихся внутри чувств и мыслей… Сочинение стихов обосновывает существование поэзии. То же самое и с альпинизмом: ты как будто превращаешься в поток. Цель потока – продолжать течь, не стремиться к вершинам, не достигать утопий, а просто оставаться в потоке. Ты движешься, чтобы поток не останавливался. Нет никаких причин заниматься скалолазанием, кроме самого процесса достижения вершины. Это общение с самим собой.”